Концепция интерьеров Рижского вокзала

Архитекторы: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, И. В. Киоссе, А. П. Котлярский, Елена Уткина

Заказчик: ОАО "РЖД - Развитие вокзалов"

Проектирование: 2010 г.

 

Введение:

Рижский вокзал сооружён в 1899—1902 по проекту архитекторов  Ю.Ф. Дидерикса и Станислава Бржозовского у площади Крестовской заставы (с 1947 Рижская площадь). Рижский вокзал обслуживал пассажиров северо-западных направлений железных дорог, построенных в 1862—1913 и соединивших промышленные Московский и Петербургский районы с городами западных губерний. С Рижского вокзала осуществлялись наиболее массовые пассажирские перевозки (занимал первое место среди вокзалов на российских железных дорогах).  Здание вокзала построено в «русском стиле» и обильно украшено орнаментикой и архитектурными деталями, заимствованными из русского зодчества XVII в. В отличие от других московских вокзалов, оно ориентировано не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям. В феврале 1995 была проведена частичная реконструкция здания Рижского вокзала.

 

Общий подход:

Интерьеры Рижского  вокзала в значительной степени является памятником архитектуры. В связи с этим концепция оформления интерьеров должна исходить из бережного и деликатного отношения к богатому историческому оформлению залов вокзала. Представленная концепция основана на проекте реставрации интерьера Рижского вокзала. Красота исторической части интерьеров подчеркивается и проявляется благодаря специальной подсветке встроенными в пол прожекторами направленного света и настенными светильниками. Новые интерьерные элементы выполнены в лаконичном, современном стиле и визуально и пространственно отделены от декора, являющегося памятником архитектуры. Это создает живой диалог между старым и новым, при этом подчеркивая ценность архитектурного наследия.

Полы во всех залах представляют собой длинные плиты темно-серого шершавого гранита. Плиты уложены особым образом и в целом напольное покрытие и фактурой и укладкой перекликается с деревянным полом, который был при в этих помещениях в ХIХ в. 

Важным является введение единой для вокзала информационной системы указателей, выполненных из стекла с подсветкой. Графика и текст напечатаны на пленке, расположенной между двумя слоями стекла. Этот прием позволяет максимально деликатно ввести в интерьер необходимое количество указателей, при этом  акцентируя на них внимание благодаря свету. В отдельных помещениях, не имеющих исторической ценности, применяются современные и технологичные приемы и материалы, такие как кориан и нержавеющая сталь. Таким образом подчеркивается ценность действительно исторического наследия и современность интерьера в целом. В результате формируется анфилада чередующихся исторических и современных залов.

 

Основной зал ожидания:

Проектом предусматривается ликвидация киосков и павильонов и восстановление исторического облика стен и тамбуров. Формируются три островные зоны ожидания, не мешающие проходу. Легкие стеклянные перегородки по периметру каждой зоны обеспечивают некоторую приватность и максимальный психологический комфорт. Деревянные кресла зала ожидания выполняются по индивидуальному проекту. Благодаря своей массивности и натуральному материалу они не выглядят ни чужеродными, ни временными в этом зале. Важная особенность – светящиеся матовые спинки, придающие индивидуальность и современность интерьеру. Информационные указатели и мониторы размещены не на стенах, а на отдельно стоящих стойках специального просветленного стекла, которые также играют роль вспомогательных светильников.

 

Кассовый зал:

Кассовый зал формируется на месте существующего коридора и помещений с крайне скудным историческим декором. Проектом предусматривается расширение и подъем проемов, что поможет создать единое светлое пространство кассового зала. Пустые плоскости стен и потолка, не имеющие исторической ценности отделываются белым глянцевым материалом Corian. Таким образом формируется цельная «скорлупа», не затрагивающая восстанавливаемых элементов декора входных порталов и окон. На этих белых плоскостях размещаются встроенные мониторы с информацией и рекламой, тач-скрин информационные панели. По всей длине зала с обеих сторон размещаются индивидуально выполненные кассовые стойки из дерева, стекла и кориана, сочетающиеся и с современными и с историческими элементами этого зала.

 

Кафе:

В южном крыле в пространстве большого зала формируется кафе. Вдоль зала организуется длинная низкая зона стойки раздачи, визуально не закрывающая окон и декора. В зале, не мешая проходу посетителей вокзала, группами расположены столы современного дизайна. На торцевой стене напротив входа в зал предполагается размещение большой информационной стены.